лис

Разговор с моделистом. Сергей Крайнов

Сергей Крайнов. Тольятти.
Класс С4. Миниатюрные модели классов С1-С3
в масштабе 1:250 и менее


Сергей Крайнов с золотой медалью на ЧР-2018



Сергей, как Вы попали в моделизм?

В моделизм… С детства. Лет с 6-7. Сначала из пластилина, потом из бумаги. И где-то в 1971 году попался “Юный техник”. Там были чертежи, если их можно назвать чертежами, брига “Меркурий”. Загорелся, начал делать.

То есть сначала крупные масштабы были?

Да я тогда вообще не знал, что делал. Мне было то 13 лет. Потом мне отец начал выписывать “Моделист-конструктор”. Пока в школе учился, делал. Потом с 75 года и по 81 был перерыв. А в 1981 году, уже живя в Тольятти, будучи проездом в Самаре, на железнодорожном вокзале увидел паренька, примерно мне ровесника, было нам лет по 25. Он рассматривал, прямо стоя на тротуаре, какую-то книгу по моделям. Я сразу заинтересовался. Слово за слово. Оказалось, что это Дарин Николай Михайлович. Наш тольттинский моделист, к сожалению, ушедший. У него был кружок по “железкам”, не по парусникам. Я к нему пришел, он мне выложил 3-4 ДОСААФ-ных чертежа в 50 масштабе, вот мне хватило мотивации для того чтобы начать. Сделал корпус, почти полностью, потом он у меня еще лет 20 пылился по полкам. А потом уже году в 2001-2002-м, я его закончил полностью, не имея никаких образцов, ни литературы, ни фотографий. Даже книга Курти у меня появилась чуть позже. А потом на заказ штуки три сделал.

А в С4 когда стали строить?

Я получил инвалидность в 2008 году. В 2009 очухался и поехал в Питер. Узнал, что там есть конкурс. Списался, связался. Мне объяснили, что надо модель, чтобы быть участником, общежитие бесплатно. Я в адмиралтейском стиле слабал корпус шхуны в 32-м масштабе и с ней поехал. Приехал, посмотрел, как оно оказывается все устроено в модельном мире-то. Попробовал и понял, что таскать эти корпуса в 32 масштабе это не мое. В одной руке палка, в другой руке саквояж, рюкзак за спиной, да шкандыбать полгорода.

То есть в С4 из-за удобства?

Миниатюра как таковая, как принцип, как явление, мне была знакома, потому что я занимался живописью, лаковой миниатюрой: блямбочки размером со спичечный коробок, шкатулочки, брошечки, яички пасхальные под роспись. Был предрасположен к этому. А тут совпало два в одном.


Какой-то огромный рубль. Фото автора модели

Много у Вас моделей?

Я успел пока немного. Всего два кораблика сделать. Первый это “Святой Николай” и “Азов”.


Первая модель Сергея "Святой Николай". Фото автора модели

“Азов” я видел первый раз, наверное, в 2016.


"Азов" на Чемпионате России 2018 года

Да, в “Крокусе”. До этого я притаскивал корпус, без рангоута. Так, чтобы просто пообщаться. В прошлом году. И вот в этом. Последний раз и хватит. Надо новый делать.

Что для Вас моделизм? В вашей жизни… или как явление.

Процесс… Процесс захватывает.


Процесс сборки такелажа. Фото автора модели

Почему корабли?

Потому что это с детства пошло. Я не анализировал себя столь глубоко. Вот это вылезло где-то изнутри. Как появилось лет в 10, так и осталось. Особая красота, особая грация. Потом это редкое явление. Мало кто делает парусники. Поначалу у меня не хватало терпения, естественно, сейчас окреп, охамел, теперь уже все доделываю до конца.


Готовый корпус "Святого Николая". Фото автора модели

Времени много занимает?

Корабль типа “Азова” чтобы построить, нужен примерно год плотной работы.


Фото автора модели

Зачем участвуете в соревнованиях?

Во-первых, это тусовка. Сразу братание, обнимание. Немало важное, это естественное здоровое тщеславие. Места, звания. На определенном этапе это является мотивациями.

А позже?

Допустим, когда уже заслужены все звания, вплоть до заслуженного мастера судомоделизма (это я не про себя сейчас) и места все заняты, все равно это интересно. Сама тема на месте не стоит. Хочется сделать лучше. Это тоже элемент здорового тщеславия, надо его приветствовать, культивировать, выращивать, поддерживать в себе.

В С4, мне кажется, нет сильной конкуренции.

Боятся. Сложно. Многие просто визжат “ну как ты удерживаешь, как ты вообще видишь?”. А я чтоб видеть, очки снимаю. Конечно, некоторые качества должны быть у человека. Усидчивость, настойчивость, нет. Тут именно чувство в руках этой мелочи. Глазомер, твердость, мелкая моторика. Она в детстве вырабатывается.


Обратите внимание на линейку. Фото автора модели

Мне кажется этому вообще научиться сложно. Это либо есть, либо нет.

Вот. Но это еще все благодаря тому, что в детстве писали перьевыми ручками. Это чрезвычайно важно. Я с удовольствием писал всю эту каллиграфию, мне это очень помогло.

А инструменты? Для миниатюры, наверное, нужно что-то особенное?

Станочки лучше самому сделать. Нужны, конечно, миниатюрные станки. Ювелирные пилки, хорошие надфили, медицинские зажимы. У меня весь инструмент можно уложить в обувную коробку.

А дерево какое? Или шпон в основном?

Нет, шпон редко. Дерево, что на огороде растет. Груша, яблоня. Немножко абрикос можно использовать.

Масштаб держит?

Самшит необходим. Самшит, граб. Блоки, юферсы, все деревяшки мелкие.

А такелаж из чего?

Нитки крутить приходится. Стараюсь искать советские ХБ.


Фото автора модели

Каков у Вас принцип выбора прототипов? Почему именно эти корабли Вы строите?

Во-первых, иностранные корабли мне душу не греют, не помогают замотивироваться. У нас свой флот шикарный. Сейчас документации море везде и всюду. Только выбирай. Основная оценка на соревнованиях, это соответствие чертежам, и какую документацию ты представишь, по такой они и будут судить. Поэтому составить документацию работа кропотливая, но вполне возможная.

Что бы сказали новичкам?

Хочешь - строй. Ничего не бойся. Главное, создать в себе и утвердить какую-то мотивацию, чтобы она подогревала. Иначе руки опускаются. Поэтому мотивация нужна, и ты сам себе ее должен придумать. Мне, допустим, сам процесс нравится. Я эту взаимосвязь отработал и все сходится.


Фото автора модели

Необходимо определить конечную цель и разбить ее на этапы. Парусный корабль состоит из огромного количества деталей, которые принципиально отличаются друг от друга. Разбить их на группы и начать делать то, на что душа лежит. И работа будет всегда. Надоело корпусом заниматься, убрал в коробочку, занялся юферсами.

И немаловажно изучать историю нашего флота и историю своей страны. Обращать на это внимание. Строить модели кораблей отечественного флота. Это хорошая помощь, осознание того, что ты причастен к силе, красоте и мощи нашего флота.


Фото автора модели