лис

"Аврора". Гальюн

Гальюн на моделях парусников по общему мнению моделистов - самая сложная часть. На "Авроре" эта часть корабля была бы не такой ужасной, местами прекрасной, если бы не одно большое но. Сдвоенные регели в средней части, конечно, вертикальны и находятся строго друг над другом, а в районе крепления на бортах значительно изгибаются и на кончике княвдигеда уходят в другую плоскость. Если смотреть вдоль погнутого регеля, то увидим нечто V-образное. Долго охал и ахал, откладывая работу на потом. Но вот все основные крупные элементы и дельные вещи сделаны, наступило время истинного треша.

IMG_5992.JPG




Первым делом сделал шаблон из толстого картона - как раз нужные два миллиметра. Под кат-балкой видно, насколько нужно гнуть деталь. Проблему усугубляет необходимость делать деталь целиком, чтобы все линии были плавные и непрерывные.

IMG_5889.JPG

Изготавливаю первый регель, по нему второй. Перед изгибанием приходится делать фрезеровку, соответственно, выбирать материал в середине, а это все в рукопашную.

IMG_5883.JPG

Начинаю гнуть. Шлеп, регель ломается в районе большого завитка. Именно там волокна древесины расположены поперек плоскости нужного изгиба. Хм, беру второй, начинаю гнуть. И снова хруст! Пытаюсь сделать часть регелей с большим завитком из другого куска с уже поперечным расположением волокон. Гну. Не выдерживает дерево в месте соединения - выбраны четверти - толщина всего чуть больше 1 мм. Ломается...

Делаю новую пару. Меняю тактику. Распариваю деталь в лужице утюгом до состояния пластилина (да-да, самшит тоже распаривается) и гну на строительном фене. О чудо! Первая погнулась! Начинаю работать со второй. Ломается! Примеряю половину результата и оказывается, что меня не устраивает получившаяся форма регелей. Завиток должен быть меньше, а регели выше. Жутко мешают торчащие кат-балки, помимо прочего значительно ограничивая позиционирование регелей.

Обрадованный сдвигом с мертвой точки делаю новый шаблон с учетом всех поправок и по нему очередную пару регелей. Начинаю гнуть. Хрусть-хрусть. В месте максимального изгиба теперь материал тоньше. Распаривание не помогает. Так выглядит неделя экспериментов, куча загубленного самшита и печаль моделиста.

IMG_5886.JPG

Принимаю решение делать "фанеру". Регель склеиваю из двух частей. Лицевая - волокна вдоль, тыльная - почти поперек, насколько хватило заготовки. Клей ПВА "Титан" Д3.

IMG_5899.JPG

Распариваю. Все гнется - не ломается. Но в некоторых местах клей не выдерживает издевательств, и половинки расклеиваются. Проливаю, если клей вымыло, и привариваю утюгом. Деталь выглядит печально. Часть фрезеровки (глубина 0,3 мм, ширина внешней части 0,5 мм) в некоторых местах отваливается. Но все это вышкуривается, подрезается, подклеивается.

IMG_5910.JPG

Здесь хорошо виден достигнутый изгиб. Стык почти не виден.

IMG_5906.JPG

Параллельно с регелями сделал тимберсы, в них будут упираться регели. На чертеже у них должны быть пазы, куда врубаются регели, но поскольку у меня деталь гнутая, если их делать, точно в них попасть не получится. Подклеивал кусочки потом, на черном грабе практически не видно.

IMG_5907.JPG

Примерка.

IMG_5912.JPG

В итоге кое-как поставил их на место. Если деталь чуть перегнутая-недогнутая, нарушается длина и сложно точно попасть малым завитком.

Опять делаю решетки. На чертеже у них продольные брусья расходятся веером, еще и заужаются (до 0,5 мм). Не стал даже пробовать. Сделал под прямым углом.

IMG_5921.JPG

Первая часть решеток с отверстиями под отхожие места. Кстати, после установки последних решетка почти скроется.

IMG_5922.JPG

Подгонка решеток та еще задачка. Особенно второй части, где они значительно изгибаются по верхней кромке регелей. Намочил и согнул на утюге.

Три фигурные накладки на регели с каждой стороны. Форма параллелепипед, боковые грани на 25 градусов завалены относительно лицевой части. С небольшими цветочками, изобразил их бор-машинкой. Особенно "порадовала" последняя пара, располагаемая точно под кат-балками. Ни посмотреть толком, ни подлезть - модель уже давно нельзя перевернуть вверх ногами. Немного помогает моя любимая подставка, иначе в таком положении корабль уже не удержишь, слишком много поставлено. Два плотных дня в непонятных позах.

IMG_5928.JPG

Доделываю оставшийся декор. Центральная часть маленьких завитков. Диаметр 10 мм. Фрезерую заготовку на делительной головке, клею на подложку, по бумажке начерно прорезаю контуры и затем довожу бор-машинкой с двумя типами насадок (игольчатая и сферические). Стадии:

IMG_5931.JPG

На месте

IMG_5947.JPG

IMG_5937.JPG

Пришло время резьбы на больших завитках. В идеале бы сделать ее прямо по месту, но работаем с тем, что есть. Верхние листья состоят из двух половинок, подгоняю, затем режу. Получилось как-то так.

IMG_5967.JPG

На следующий день посмотрел свежим взглядом и мне совсем не понравилась толщина в верхней части резьбы. Все оторвал. Сменил тактику. Решил саму деталь делать целиком. Чтобы не выбирать много материала, сточил верхнюю часть завитков на уже установленных регелях. Заготовка для резьбы выглядела.

IMG_5982.JPG

Закончил сами отхожие места и все затонировал.

IMG_5989.JPG

В итоге достиг очередной ступени просветления. Последний раз такое было, когда впервые сам собрал журнальный столик. Незабываемое ощущение, как девственности лишится (гы).

лепота)
кстати никогда не задумывался как сие дело было тогда организованно)..т.е. народ теоритически пролазил сквозь отверстие в носу..и на ходу справлял нужду?...интересно как не падали..)
Re: лепота)
перелазили через борт - для людей скользящих по реям это детские забавы ))